Учебно-боевой самолет Aermacchi MB.339

Учебно-боевой самолет Aermacchi MB.339

Учебно-боевой самолет MB-339A фирмы Aermacchi предназначен для основной и повышенной подготовки летчиков, может применяться в качестве легкого штурмовика. Зарубежными специалистами он рассматривается как учебный самолет второго поколения. По контракту 1972 г. с итальянскими ВВС фирма «Аэронаутика Макки» предложила не менее девяти исследовательских проектов по созданию реактивного учебного самолета второго поколения, призванного заменить в 1980-х гг. самолеты MB.326 и G.91T. Наиболее обнадеживающими предложениями стали два варианта самолета MB.339, один из которых (MB.339L) был оснащен турбовентиляторным двигателем Ларзак, а другой (MB.339V) - турбореактивным двигателем Випер серии 600.

Более того, основная часть конструкции самолета Aermacchi MB.339 была общей с конструкцией МВ.326К И только передняя часть фюзеляжа с модифицированной кабиной инструктора, имевшей круговой обзор, и увеличенное вертикальное оперение были, по существу, различны.

prorab-mag.ru

h-2-c.ru

В феврале 1975 г. итальянские ВВС признали версию с двигателем Випер удовлетворяющей их требованиям, а 12 августа 1976 г. первый из двух прототипов поднялся в воздух. Сравнительно небольшие доработки по антиюзовым свойствам тормозной системы главного шасси и управляемого носового колеса плюс улучшенное кондиционирование пилотской кабины были введены на втором прототипе, который совершил первый полет 20 мая 1977 г.

Забавной особенностью является использование фирмой Aermacchi слова «девять» из разных языков для регистрации различных образцов самолета: 1-NOVE для первого прототипа (nove - «девять» по-итальянски), 1-NINE - для второго (по-английски) и 1-NEUF (по-французски) - для первой серийной машины.

Перепроектирование передней части фюзеляжа дало возможность поднять заднее (инструкторское) кресло над учеником, а удлиненный тандемный фонарь обеспечивал круговой обзор. Оба пилота получили катапультируемое кресло фирмы «Мартин Бэкер». Оборудование было обновлено и включило в себя систему воздушной навигации TACAN, навигационный компьютер, систему «слепой» посадки, систему опознавания «свой-чужой», коротковолновую и ультракоротковолновую радиостанции. Фюзеляж и постоянные топливные баки на концах крыла вмещали 1413 л (311 галлонов) штатного запаса топлива, но была возможна также установка сбрасываемых подвесных баков на среднем пилоне под каждым крылом.

Следом за двумя прототипами, второй из которых представляет серийный образец, ВВС Италии заказали начальную партию из 15 машин Aermacchi MB.339. Всего был принят на вооружение 101 самолет МВ.339, большинство из которых составляли учебные МВ.339А. способные также осуществлять непосредственную поддержку войск. Четыре самолета переоборудованы для исследования нагрузок на конструкцию (MB.339RM), несколько других (MB.339PAN) - для показательных выступлений национальной команды.

В ВВС Италии курсанты после 40 ч налета на самолете SF.260 проходят 220-часовой курс обучения на самолете MB.339A, а затем совершенствуют летную подготовку на TF-104 и обучаются полетам на истребителе «Торнадо».

Самолет Aermacchi MB.339 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Конструкция основных элементов планера и некоторых других агрегатов и узлов самолета MB.339 заимствована у одного из наиболее удачных итальянских самолетов - МВ.326. Самолет имеет классическое хвостовое оперение: горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и вертикальный киль с рулем поворота.

В конструкции самолета MB.339 использованы легкие алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь. В задней нижней части фюзеляжа установлены 2 дополнительных киля. Катапультные кресла инструктора и курсанта, обеспечивающие покидание самолета при стоянке на земле, расположены тандемом. Заднее кресло на 0,33 м приподнято относительно переднего. Имеются 2 зеркала заднего обзора.

Экипаж: самолета (2 человека) размещается в кабине друг за другом. Для спасения членов экипажа в аварийной обстановке кабина оборудована катапультируемыми креслами JT-10F фирмы "Мартин-Бейкер", которые позволяют покинуть самолет на любой высоте и скорости, в том числе и во время руления или стоянки на аэродроме.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включает приемник радионавигационной системы, систему опознавания "свой-чужой", доплеровский измеритель скорости и угла сноса, инерциальную навигационную систему.

Источник - dogswar.ru