Дальний противолодочный самолет Ту-142

Дальний противолодочный самолет Ту-142

Противолодочный самолет Ту-142 предназначен для борьбы с подводными лодками всех типов над акваторией Мирового океана, создавая и контролируя в течение продолжительного времени противолодочные рубежи большой протяженности на удалении 5000 км от базового аэродрома. Создан на базе самолета Ту-95РЦ в 1963 г. Первый полет состоялся летом 1968 г., на вооружение авиации ВМС принят в 1972 г. От Ту-95 отличается новым крылом с интегральными топливными баками и сокращенным стрелково-пушечным вооружением. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире. Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный самолет Ил-38. имеющий недостаточный радиус действия. В 1972 г. началась разработка, а 4 ноября 1975 г. состоялся первый полет модифицированного самолета.

Ту-142М — модификация Ту-142. Самолет оборудован системой автоматического флюгирования винтов, которые также могут создавать отрицательную тягу, что дает возможность сократить длину пробега и дистанцию прерванного взлета.

Ту-142МК — модификация Ту-142. Самолет имеет противолодочный комплекс «Коршун», который способен обнаруживать малошумные атомные подводные лодки, более точный навигационно-прицельный комплекс, автоматизированную систему радиосвязи, а также существенно модернизированную кабину экипажа.

inalwo.ru

crystal-fashion.ru

Ту-142МЗ — модификация Ту-142. Самолет имеет модернизированное БРЭО.

Ту-142МЭ — экспортный вариант самолета противолодочной обороны.

Ту-142МР — предназначен для обеспечения связи с подводными лодками. Самолет оснащен буксируемой антенной большой протяженности, позволяющей поддерживать связь с подводными лодками в погруженном состоянии.

Ту-142М - представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение однокилевое. с размещением стабилизатора в нижней части киля. Шасси трехопорное, с передним носовым колесом, которое убирается назад. Фюзеляж - круглого поперечного сечения с гладкой работающей обшивкой, набором шпангоутов и стрингеров. Технологические разъемы делят фюзеляж на следующие части: носовой фонарь Ф-1, передняя герметичная кабина, средняя часть, хвостовая часть и задняя гермокабина. Передняя гермокабина разделена полом на верхнюю и нижнюю части. В верхней части размещается экипаж и оборудование, в нижней — три технических отсека. Вход в кабину — через люк в полу над отсеком передней опоры шасси. Сверху гермокабины и по бортам на рабочих местах борттехника и обоих операторов расположены аварийные люки. Остекление фонарей штурмана и летчиков выполнено из органического стекла, лобовые стекла: одно штурмана и два летчиков — из триплекса с электрообогревом. Форточки на рабочих местах летчиков сдвижные. В носовой части самолёта установлена штанга системы дозаправки топливом в полете.

В средней части фюзеляжа Ту-142 расположены: технический отсек, центроплан крыла, технический отсек под центропланом, грузоотсек, контейнер топливного бака, два контейнера спасательных плотов — в верхней части технического отсека. Люки технических отсеков расположены снизу на фюзеляже и закрываются крышками. Грузовой отсек закрывается двумя парами створок. Технический отсек закрыт снизу радиопрозрачным обтекателем антенны РЛС. В хвостовой части фюзеляжа расположены: грузовой отсек, над ним технический отсек, далее технический отсек VIII. Грузовой отсек закрывается двумя створками. К хвостовой части фюзеляжа крепятся: хвостовое оперение, предохранительная опора шасси и задняя гермокабина с кормовой дистанционной установкой (КДУ), антенной прицельной РЛС «Криптон» и двумя блистерами.

Экипаж — 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, а также командир огневой установки и стрелок в задней кабине).

Ту-142 первых серий был оснащен шасси с двенадцатиколесными тележками основных стоек, обеспечивающими эксплуатацию с грунтовых ВПП. На самолетах более позднего выпуска шасси унифицировано с бомбардировщиком Ту-95.

Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с тянущими соосными четырехлопастными винтами. Максимальная эквивалентная мощность двигателя у земли составляет 15000 л.с. Топливо размещается в крыле. Для предотвращения взрыва паров топлива в баках при их пробитии применяется система наддува нейтрального газа.

Бортовое оборудование обеспечивает автоматический и полуавтоматический полеты при решении навигационных и тактических задач, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слежение за ними и их уничтожение. Оно включает следующие подсистемы: радиолокационную, радиогидроакустическую, бортовую вычислительную, отображения тактической обстановки, авиационный поисковый магнитометр, аппаратуру гидрологической разведки.

Самолет имеет переднюю и кормовую герметичные кабины и отсек отдыха, оборудованный спальными местами. В передней кабине размещено оборудование поисково-прицельной системы, радиооборудование, приборное оборудование, а также аппаратура управления и контроля всех систем самолета, в кормовой — пушечная установка, прицельная оптическая и радиолокационные станции.

Ту-142 оснащен ППС «Беркут», в состав которой входит мощная РЛС кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, датчик магнитных аномалий, большое количество сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев, газовый анализатор. В целом противолодочная система «Беркут» (ее вариант для Ту-142 получил обозначение «Беркут-95») базировалась на лучших отечественных научно-технических достижениях начала 1960-х гг. Она обеспечивала: сброс буев и сбор информации от них, обнаружение целей под водой, определение их текущих координат и элементов движения, выработку прицельных данных для применения оружия. Кроме того, система решала чисто навигационные задачи при полёте в заданный район и во время поиска. Буи являлись основным средством обнаружения подлодок. С помощью гидроакустического канала звукового диапазона частот они получали информацию о подводной обстановке, а затем передавали зафиксированные шумы на самолет по радио.

«Беркут-95» работала с тремя типами буев: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3, различавшимися массой, размерами и назначением. РГБ-1 был наиболее простым — пассивным (т.е. только принимал шумы) и ненаправленным (не мог определять направление на источник шума). Буи этого типа использовались для первичного поиска лодок, слежения за ними, а в некоторых случаях и в качестве точки прицеливания. На плаву в дежурном режиме РГБ-1 сохранял работоспособность в течение трех часов, а зафиксированный подводный шум мог передать на расстояние 40-50 км. Во время испытаний РГБ-1 на Черном море дальность обнаружения дизельной подлодки, имевшей ход 6-8 узлов (11,2-14,8 км/ч) при волнении моря 1-2 балла составила 1500-2000 м. В Баренцевом море дальность обнаружения оказалась в 1,5-2 раза больше. Буй РГБ-2 также был пассивным, но мог определять направление на источник шумов и передавать его на самолет. Поэтому РГБ-2 применялись для уточнения контакта, полученного с помощью РГБ-1.

После приводнения узконаправленная акустическая система буя начинала вращаться с частотой 8 оборотов в минуту. Дальность приема шумов подлодки была не меньше, чем у РГБ-1, продолжительность работы — 40-45 минут. Последний тип буя, входивший в состав «Беркута-95» — это пассивно-активный РГБ-3. Фактически это была автономная, очень сложная в сравнении с первыми двумя, сбрасываемая гидроакустическая станция, позволявшая определять точное местоположение цели. После приводнения буй начинал работать в режиме шумопеленго-вания, вращая чувствительный элемент. С помощью специального сигнала он мог быть переведен в режим излучения. Это особенно ценно в случаях, когда подлодка переходит на «малошумную» скорость и становится неслышима в пассивном режиме. Дальность обнаружения подводной цели в активном режиме составляла 2 км, в пассивном — до 1,5 км. Продолжительность работы в активном режиме — 5 минут.

Поступающие от буев сигналы предстояло прослушивать экипажу. Какого-либо устройства, помогающего человеку в этой ответственной операции, в структуре «Беркута» предусмотрено не было, и принятие решения об обнаружении зависело от опытности экипажа и его способности распознать в щумах моря характерные составляющие, принадлежащие подлодкам. Информация от РГБ-3, если он переводился в активный режим, представлялась в виде круговой развертки на индикаторе, подобно тому, как это обычно делалось на экранах РЛС ПВО. Цель точно так же обозначалась яркой отметкой, по положению которой можно было определить ее азимут и удаление.

Для передачи кодированных сигналов буям в системе «Беркут» служил подфюзеляжный радиолокатор, он же мог использоваться для обнаружения надводных целей и подлодок под перископом. Еще одним средством ведения поиска являлась бортовая аппаратура «Гагара», которая должна была регистрировать тепловое излучение кильватерного следа погруженной подлодки. После определения места нахождения подлодки и параметров ее движения открывалась возможность нанесения по ней удара. Для этого предназначались противолодочные торпеды АТ-1, АТ-Ш, АТ-2, АТ-2М, ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы в обычном и ядерном снаряжении.

Источник - dogswar.ru