Истребитель-перехватчик Mirage 2000

Истребитель-перехватчик Mirage 2000

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 предназначен для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе; используется также для осуществления ударных операций и ведения разведки. Истребитель-перехватчик Mirage компания Dassault-Breguet создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете Mirage 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов Mirage III, а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire), которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).

Самолет Mirage 2000 имеет крыло большей площади для уменьшения удельной нагрузки на крыло и обеспечения лучших летных характеристик на малых скоростях, а также для увеличения скорости разворота на больших высотах. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элевонов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше повысило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. В остальном общая конфигурация самолета Mirage 2000 сходна с конфигурацией предшественника Mirage III.

Было построено 5 опытных экземпляров. Первый опытный самолет совершил полет по полной программе 10 марта 1978 г., а пятый - вариант 2-местного тренировочного (боевого) самолета Mirage 2000B - 11 октября 1980 г. Первый серийный Mirage 2000C поднялся в воздух 20 ноября 1982 г. Первые поставки самолета ВВС Франции начались в 1983 г., а в 1984 г. было объявлено, что самолет приступил к несению службы. К 1990 г. поступили заказы от семи потребителей более чем на 440 самолетов «Мираж».

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем с форсированной тягой. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей, изготовлен в основном из металлических сплавов.

Система управления полетом активная электродистанционная, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления. Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах. Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элеронов, путевое управление - руля направления.

Созданы следующие основные варианты.

Mirage 2000B — двухместный учебно-тренировочный (боевой) вариант, сохранивший практически все функциональные возможности. Вместо фиксированной пушки устанавливались внешние пушечные гондолы. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 октября 1983 г.

Mirage 2000D — это обозначение предназначалось для двухместного варианта самолета Mirage 2000E, а сейчас используется для прежнего Mirage 2000N. приспособленного для обычных атакующих действий и не оснащенного ракетой класса «воздух-поверхность» ASMP. Повышенная боевая эффективность обусловливается лазерной системой наведения. Поставки тридцати девяти самолетов 2000D для ВВС Франции планировалось завершить в 2000 г.

Mirage 2000E — экспортная версия самолета Mirage 2000C. Поставки начались в сентябре 1984 г., к 1990 г. экспортировано 126 самолетов.

Mirage 2000N (N означает «ядерное вооружение»), впервые поднявшийся в воздух 3 февраля 1983 г., является двухместной всепогодной версией с большим радиусом действия для доставки на малых высотах и больших скоростях обычного или ядерного тактического оружия и нанесения упреждающего удара. Хотя самолет в целом схож с моделью Mirage 2000B, конструкция его планера усилена. Новая система вооружения включает в себя радар ESD ANTILOPE V для навигации и отслеживания поверхности земли; спаренную инерционную систему навигации SAGEM; радарный альтиметр TRT; автопилот; вертикальную камеру OMERA; аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы «Томсон» и электронную шифровальную машину ЕСМ фирмы «Дассо». Оснащенный двигателем SNECMA М53-Р2, первый самолет Mirage 2000N был поставлен ВВС Франции в январе 1987 г. Три эскадрильи этих самолетов оснащены ракетами Air-Sol Moyenne Portee (ASMP) класса «воздух-поверхность» с ядерной боеголовкой.

Mirage 2000S (S означает «ударный») - является двухместным экспортным вариантом самолета 2000D, оснащенным системой дозаправки в воздухе.

Mirage 2000-5 - спроектированный в 1986 г. по технологии «стелс» на базе варианта самолета-невидимки Mirage 2000-3 с кабиной самолета «Рафаль» (прототип совершил полет в мае 1988 г.); оснащен доплеровской РЛС, аппаратурой засекречивания связи CSF фирмы «Томсон», многоцелевой РЛС RDY класса «смотрю вниз - стреляю вниз», управляющей современными ракетами класса «воздух-воздух» «Мика», и двигателем М53-Р2.

На самолетах Mirage 2000C, 2000Е и 2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены 2 пушки DEFA 554 (30 мм, 1800 выстр./мин, по 125 снарядов), а на 2000В, D, N и S пушек нет. Имеются девять узлов подвески вооружения, включающего бомбы, ракеты, подвесные гондолы с разведывательным оборудованием, ракетные или пушечные подвесные контейнеры, топливные баки суммарной массой до 6300 кг.

Источник - dogswar.ru